fbpx

Какие факторы влияют на формирование мировоззрения

С возрастом у человека формируется личное мнение о нормах добра и зла. Трудности и противоречия создают целую систему принципов об основах жизни. Поиск себя и социальное становление тесно связаны с мировоззрением. Оно служит неким маяком в физическом и духовном мире. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения и через какие этапы проходит его развитие?

Этапы формирования мировоззрения

В течение жизни человека его взгляды на мир могут меняться. Всё зависит от объема и качества опыта и знаний, которые получает личность. Но первые шаги в формировании мировоззрения зависят от возраста. Можно выделить четыре ступени развития:

  1. Стартовая точка – дошкольный период. Вырисовываются первичные черты характера ребенка. Он учится общению через родителей, родственников и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения.
  2. С 6–7 лет кругозор значительно расширяется. Процесс отдаления ребенка от родителей и общественная жизнь в школе побуждают ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Но до сих пор ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых».
  3. К 13–15 годам накоплен определенный багаж знаний и опыта. Подросток анализирует жизненные ситуации, поступки других людей. Теперь мировоззрение зависит не только от родителей и окружающего социума. Подросток имеет свое представление о добре и зле, своем месте на свете. Начинается активный поиск себя.
  4. После 18–23 лет молодой человек выбирает жизненный путь. Мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Сейчас он руководствуется личными ориентирами. Но представления о жизни всё равно меняются в зависимости от приобретенных знаний и опыта.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

При создании системы взглядов на мир мозг человека использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Примерную структуру, из которой формируется мировоззрение, можно условно разделить на внешние и внутренние факторы.

Внешние

В этом пункте факторами являются:

  • Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. Затем в зрелом возрасте их часть взрослый человек переносит уже в свою семью. С самого детства родители закладывают понятия о том, что хорошо, а что плохо. Если жизнь родителей полноценна, они образованны и современны, то их взгляд на мир пластичен. Несмотря на большой жизненный опыт, они всё еще впитывают новые знания. Затем передают ребенку актуальную информацию. Ребенок, который растет в безопасной и комфортной обстановке, обладает тягой к познанию мира. Если, наоборот, воспитывать ребенка в чрезмерной строгости, то появится страх проявления себя.
  • Окружение. Выражение «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» очень популярно. Социум, который окружает личность, значительно влияет на его взгляды, ценности и привычки. Приятели, друзья и коллеги выступают примером для развития. Попадая в успешную среду, личность улучшает качество жизни. Появляются новые цели и тяга к расширению кругозора. По поводу правильного окружения в Духовной Экономике говорится: «К чему Я призывал вас на самом деле, так это к тому, чтобы вы не общались ни с одним из тех, кто называет себя вашим братом, а сам остается либо развратником, либо стяжателем, а может быть, идолопоклонником или сквернословом и пьяницей или мошенником. С таким даже не садитесь вместе есть» (РБО, 1 Кор. 5:11). Попав в плохую компанию, человек поневоле становится одним из ее участников. Пропадает тяга к успешной жизни, интересы становятся примитивными.
  • Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей.
  • Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих. Теоретические знания не всегда становятся благодатной почвой для формирования мировоззрения. Если человек получает новую информацию любым путем и проверяет ее на практике, то появляются новые выводы на основе личного опыта.

Знания, которые получает юная личность в школе и университете, дают базу для мировоззрения. Сами учителя и наставники становятся авторитетными личностями для человека. Они передают свой опыт и знания. Качественное образование дает ответы на многие вопросы, которые возникают при поиске себя. Также важно не забывать о самообразовании.

  • Вероисповедание. Оно накладывает заметный отпечаток на мышление людей. Вера учит личность терпению и смирению. Она объединяет, поддерживает нуждающихся.
  • Национальная культура. На мировоззрение влияет страна, в которой родился человек. Любая культура имеет свои традиции и обычаи, которые формируют убеждения и ценности.
  • Средства массовой информации. Так или иначе они рядом с людьми на протяжении всей их жизни. Они рассказывают новости, описывают события, учат, как надо жить. СМИ имеют огромное влияние на целый пласт населения. Информация влияет на формирование кругозора. Именно поэтому важно фильтровать всю информацию, поступающую из телевизора, интернета, газет и журналов.

Социальные сети также имеют огромное влияние на личность. 4,2 млрд человек сегодня зарегистрированы в социальных сетях. Это составляет 53 % от мирового населения. При этом алгоритмы социальных сетей управляют тем, что увидит пользователь. В 2014 году были проведены исследования, которые заключались в том, что людям показывали специально подобранные новости. В эксперименте участвовало 700 тысяч человек. Одной группе людей показывали исключительно положительные новости, а второй – негативные. Через неделю исследований был заметен эффект. Те, кто смотрел негативные новости, всё реже выставляли позитивные посты. При снижении доли негатива в ленте настроение людей улучшалось. Это говорит о том, что социальные сети управляют настроением, формируют базу для мировоззрения. Поэтому важно фильтровать всю информацию, которая приходит из социальных сетей. Также важно ограничивать время пребывания в них.

Внутренние

Здесь важны иные факторы:

  • Личный опыт. С рождения человек познает мир опытным путем. Мозг получает разрозненную информацию о внешнем мире через эксперименты. Например, маленький ребенок 3–4 лет не хочет надеть варежки на улицу зимой. Мама разрешает ему выйти без них. Руки ребенка мерзнут, и он в итоге просит варежки. Мозг сформировал понятие о неприятных ощущениях, которые возникли из–за пребывания на улице без варежек. Так работает познание мира опытным путем.
     На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий.
  • Эмоции и чувства. Некоторые убеждения формируются на основе личных переживаний. В Духовной Экономике упоминаются такие слова: ««Радость на сердце – лучшее лекарство, а угнетенный дух иссушает тело» (РБИ, Притч. 17:22). Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. В таком случае рекомендуется постепенно и тщательно работать со своими жизненными установками, ведь детские травмы – самые глубокие.
  • Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы. Такой человек не плывет по течению, а сомневается в истинности новой информации и знаний. Он проверяет ее и применяет на практике. Это позволяет расширить мировоззрение.

Активный и пассивный пути формирования мировоззрения

Есть два пути, которые формируют мировоззрение. Пассивный путь не требует усилий. Идеалы, взгляды и принципы те же, что и у общества, в котором человек живет. Пассивное мировоззрение не требует усилий и поиска себя. Индивидуальность стирается. Все взгляды на мир формируются под влиянием жизненных условий.

Активный путь формирования мировоззрения связан с постоянным риском. Человек сам задает себе вопросы и ищет на них ответы, не всегда ориентируется на нормы социума, в котором он живет. Большую часть времени он учится, приобретает новый опыт, ломает стереотипы. При этом ему важно держать баланс. Не всегда полезно идти наперекор общественному мнению и быть белой вороной. Можно и иногда даже нужно приобретать новые знания, опираясь на старый опыт предшественников. А уже затем формировать личный взгляд.

В Духовной Экономике написано следующее: «Вы даже не знаете, что произойдет завтра. Что такое ваша жизнь? Ведь вы как пар, который на некоторое время появляется и потом исчезает» (NRT, Иак. 4:14). Человеческая жизнь коротка, важно это понимать. Поэтому лучше потратить короткий миг на познание, изучение мира и формирование личных взглядов, чем плыть по течению, всегда следуя за толпой. Это поможет ощутить вкус жизни.

Как изменить мировоззрение: подсказки психологов

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.

Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:

  1. Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
  2. Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
  3. Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
  4. После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
  5. Замотивируйте себя. Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции. А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».

На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя». Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.