fbpx

Как наладить отношения с ребенком

Отношения детей с родителями со временем меняются. В дошкольном возрасте малыши обычно некритично смотрят на своих маму и папу, которые для деток – главный авторитет. В младшем школьном и подростковом возрасте сверстники, дружба, первые разочарования и самостоятельные решения выходят на первый план, и роль родителя меняется.

Прежде чем искать ответ на вопрос о том, как наладить отношения с детьми, стоит уяснить: ваше взаимопонимание зависит от многих факторов. Причем ключевыми точками является не только возраст детей, но и семейная атмосфера, качество общения, стиль и методы воспитания и отношения родителей между собой. Доверие, дружба, связь на долгие годы с матерью и отцом закладывается в ребенке в самом раннем детстве. И вот как можно наладить отношения с разными возрастными категориями детей.

От двух до пяти

Этот возраст – самый подходящий период для сеяния разумного и вечного, основа дальнейших благополучных отношений в семье. Малышу уже доступен весь спектр эмоций, он так или иначе заботится сам или требует позаботиться взрослых об удовлетворении собственных потребностей. Не умеет хитрить, лукавить, мягок, как пластилин. Взрослым особенно важно в этом детском возрасте научиться следующему:

  • Всегда считайте, что у ребенка добрые намерения. Если он привычным для себя образом привлекает внимание (плачет, кричит, топает ногами), не раздражайтесь: малыш всего лишь просит вспомнить о нем позаботиться. В этом возрасте во главе угла для него стоит только он сам и его потребности, но и взрослый должен обернуть ситуацию в свою пользу. Опишите вслух происходящее: «Опрокинута каша, на полу валяются игрушки, разорвана книжка. Что мы будем (вместе) делать? Приведем в порядок кухню, приберем игрушки, будем лечить книжку?» Это научит ваше чадо думать о последствиях, да и совместно проведенное время позволит наладить тесную связь.
  • Не ищите в маленьком ребенке склонности к интригам и манипуляциям. Довольно распространено мнение, что дети пытаются своим плачем заставить родителей что-то сделать. Однако опыт детских психологов и педиатров показывает, что детский плач – это не манипуляция, а крик о помощи, близости, поддержке и искреннем контакте с мамой или папой. Отношения складываются из умения взрослого понять своего малыша и его обратной реакции на предложенную помощь.
  • Не ждите от малышей до 5–6 лет полного осознания происходящего. Участки головного мозга, связанные с мышлением, только начинают формироваться. Дитя в 3 года неспособно рационально оценивать ситуации и события, предсказывать последствия своих действий, планировать, расставлять приоритеты, полноценно управлять эмоциями и мыслями. Для него характерно спонтанное и часто неконтролируемое поведение. Только в 5 лет или даже позже ребенок начинает самостоятельно справляться с возникшими перед ним задачками или пытаться что-то сделать, пока не помогут взрослые.

В этом возрасте обычно формируются сильные эмоции, связанные с гневом, страхом, стрессом из-за разлуки с родителями. Также формируются первые социальные связи, склонность к исследованиям и играм. Родителям важно найти время и заняться с малышом творчеством, чтением книг, совместным просмотром фильмов и мультфильмов, безопасными физическими и химическими опытами, спортом. Духовная Экономика говорит: «Не дети должны обеспечивать родителей своих, а родители детей» (WBTC, 2 Кор. 12:14). И эти слова в первую очередь следует понимать в духовном плане, а не в материалистическом: задача родителей – не столько одеть-обуть своих детей, сколько оказать еще не сформировавшейся личности всестороннюю поддержку и дать все возможности для гармоничного развития.

Школьный возраст

В 7 лет горизонты ребенка раздвигаются в разы: он не только идет в школу с большим количеством учащихся, но и начинает посещать кружки, секции, художественные школы. Социализация по сравнению с младшим возрастом идет семимильными шагами, и ребенок уже не столько нуждается в опеке своих родителей, сколько в поддержке и правильных советах.

Взрослым сейчас стоит особенное внимание уделить гармоничному развитию школьника, и даже если что-то идет не так, еще не поздно наладить отношения с детьми в семье. Сложности обычно возникают из-за детской беспомощности и нежелания взрослого принять непростые эмоции своего отпрыска.

До исполнения ребенком 8 лет родители должны определиться со стилем воспитания, и это уже крайний срок. Семья – это фундамент, на котором взрослеющий ребенок строит свою личность. Дом должен быть безопасным убежищем, в котором принимают, заботятся, учат. В Духовной Экономике есть такие слова: «Добрые дома построены на мудрости и понимании» (Притч. 24:3). Увы, эти постулаты в жизни часто являются подменой желаемым действительного. Не допустить грубых ошибок в отношениях, обучении и воспитании помогут следующие советы:

  • не пытайтесь быть идеальными родителями. В ряде случае желание быть всегда хорошим, настоящим примером для своего чада выявляет родительскую беспомощность при решении серьезных проблем;
  • стремитесь стать авторитетным родителем – внимательным и чутким к потребностям и интересам ребенка;
  • с раннего детства объясняйте, но не навязывайте правила;
  • замените ничего не значащие «не реви!» и «успокойся уже!» на спокойные «я рядом с тобой» и «я могу помочь»;
  • позволяйте ребенку принимать решения, соответствующие его развитию;
  • учитывайте точку зрения ребенка в тех вопросах, которые непосредственно связаны с его благополучием;
  • не будьте холодны, не унижайте и не отвергайте малыша, не оказывайте давление криком, приказами, критикой и наказанием.

Предъявляйте требования, соответствующие уровню зрелости вашего чада. Отсутствие требований у взрослых часто наблюдается из-за невнимания, вечной занятости или ложной заботы о самооценке ребенка. Потакание детским слабостям и порывам ведет к губительным и для родителей, и для детей последствиям.

Стили воспитания

Наилучшие результаты дает демократический стиль воспитания – когда ребенок является партнером, а не «пешкой», стоящей на ступень ниже в семейной иерархии. Семейная демократия будет эффективна, если:

  • соблюдаются принципы иерархии и дисциплины, свободы, возможности гармоничного развития ребенка;
  • установлены четкие правила поведения;
  • воспитание последовательно;
  • для ребенка имеются моральные ориентиры на личном примере родителей, классических книг, проверенных детских мультфильмов.

Последовательность в воспитании и четкие правила поведения позволяют ребенку любого возраста усвоить общественные нормы и быстрее социализироваться. А чем меньше внутренних противоречий, тем спокойнее и счастливее он будет себя чувствовать. Родителям, не знающим, с чего начать, поможет курс рациональных отношений с ребенком «Ген успеха, или Одиннадцать секретов воспитания успешных и богатых детей».

Психологи считают, что качество отношений между родителями и детьми во многом определяется методами воспитания и семейными правилами. Напряженность часто возникает в результате противостояния родительской ответственности и растущей самостоятельности ребенка. Так, подросток хочет всё больше и больше свободы и отсутствия ограничений, а родителям с этим трудно согласиться. Лучшим решением будет не закручивание гаек, а попытки найти компромисс, который в той или иной степени устроил бы всех. Наладить отношения с детьми получится, если вы усвоите истину, обозначенную в Духовной Экономике: «Не будьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу» (WBTC, Римл. 13:8).