- Главная
- Блог
- Духовная Экономика
- Многозадачность – зло или благо?
Многозадачность – зло или благо?
Содержание:
Вести машину и поправлять макияж, собирать детей в школу и тут же решать рабочий вопрос по телефону, сидеть на совещании и отвечать на электронную почту. Каждый из нас в той или иной мере знаком с многозадачностью, будь то выполнение нескольких дел в быту, на работе или даже в дороге. Сегодня многозадачность, она же мультизадачность – настоящий бич современности. Зайдите на сайт вакансий и откройте первое предложение работы. Возможно, уже в нем в требованиях вы увидите формулировку «способность работать в режиме многозадачности». Так что же это такое и насколько этот навык необходим?
Что такое многозадачность
Под многозадачностью понимают способность выполнять несколько процессов одновременно. Выделяют параллельную и последовательную:
При параллельной мультизадачности человек выполняет ряд дел одномоментно, например, готовит обед и разговаривает по телефону, отвечает на вопрос руководителя и параллельно обдумывает иной проект.
При последовательной – происходит хаотичное переключение с одной задачи на другую. Просто представьте, вы готовите важный отчет, к вам подходит коллега и просит помочь решить вопрос. Вы отвлеклись, спустя 10 минут вернулись к отчету, но тут же звонит телефон, на звонок необходимо ответить. И так продолжается на протяжении всего дня. Многозадачность превращается в настоящую проблему.
Когда мы работаем в таком режиме, наш мозг испытывает на себе колоссальную нагрузку. Давайте попробуем сравнить его работу с компьютером: при переключении с одной задачи на другую мозг перемещает информацию по активной задаче из рабочей памяти в промежуточную. Из долговременной достает всю информацию по новому делу, а потом при повторном переключении между процессами проделывает всё то же самое в обратной последовательности! Неудивительно, что иногда мы просто забываем, чем занимались и о чем думали пять минут назад.
К сожалению, жизнь в таком режиме иногда приводит к тому, что мы попросту теряем себя, забываем, кто мы и чего на самом деле хотим. Если вы замечаете такое состояние за собой, обратитесь к курсу Духовной Экономики «Как обрести себя, если все надоело, и найти смысл жизни».
Как заметить проблемную многозадачность
Заметить проблему несложно. Вот список основных симптомов:
- Вас настигает чувство неимоверной усталости и безысходности уже к обеду. К вечеру же вы просто валитесь с ног. Чувствуете, что ваши внутренние ресурсы истощены.
- Начинаете прокрастинировать, откладывая важные задачи на потом, упускаете из виду действительно важные вещи, распыляетесь по мелочам.
- Вас преследуют ощущение, что задачи копятся как снежный ком, но ни одна из них не доведена до конца. Отсюда возникают вопросы: «Насколько я эффективный сотрудник?», «А я действительно хорошая хозяйка?». Появляется неуверенность в себе и неудовлетворенность жизнью.
- Вы не можете сказать «нет», взваливаете на себя все больше и больше дел.
Это лишь малая доля возможных признаков. Но заметив хотя бы один из них у себя, нужно задать себе вопрос: «Все ли я делаю правильно, не пора ли остановиться?».
Как преодолеть проблемную многозадачность
Преодолеть негативную многозадачность и перевести ее в однозадачность (монозадачность) вполне реально. Однозадачность – это выполнение одной задачи в единицу времени. Прежде всего для этого необходимо научиться концентрировать внимание. Для развития навыка существует много упражнений, вот лишь некоторые из них:
- Сядьте на кресло или стул, поставьте на стол перед собой часы со стрелкой. На протяжении пяти минут наблюдайте за стрелкой и старайтесь думать только о ней. Если отвлеклись на другую мысль – начинайте сначала. Вариаций этого упражнения масса: вы можете взять любой предмет и стараться думать только о нем.
- Дышите глубже, чем обычно, думайте об этом, ощущайте, как воздух попадает в легкие, наполняет их кислородом, выполняйте это хотя бы по пять минут в день.
- Расположитесь в кресле, расслабьтесь, старайтесь не думать ни о чем и не шевелиться на протяжении пяти минут. Обращайте внимание, чтобы мышцы не напрягались.
К другим способам борьбы с многозадачностью относятся определенные инструменты:
- Используйте принцип Pomodoro: 25 минут работы – 5 минут отдыха. Ставьте таймер и выполняйте в течение 25 минут одну задачу. Придумайте, чем вы порадуете себя в следующую пятиминутку: выпьете кофе или же проверите социальные сети, а может, просто посидите, закрыв глаза. Придерживаясь этого правила, вы будто бы заключаете пари с мозгом и говорите ему: «Поработай 25 минут, а потом я тебе порадую». Со временем эти интервалы можно менять, выбирая удобные именно вам. Принцип легко применим как на работе, так и в домашних делах: это могут быть 25 минут уборки, глажки, готовки. Такое название техника приобрела благодаря Франческо Черилло, который хотел больше успевать в ВУЗе и решил эту задачу с помощью кухонного таймера в виде помидора.
- Применяйте принцип Парето, который гласит, что 20 % усилий дают 80 % результата. Постарайтесь выделить эти важные и приоритетные задачи, будет лучше, если вы займетесь ими прямо с утра.
- Научитесь говорить «нет». Будь это коллега, которая обращается к вам за помощью, или же родительский комитет, который просит организовать детский праздник.
- Замечайте «ловушки». Звонки, смс, email, TV – то, на что вы отвлекаетесь чаще всего. Во время выполнения задачи убирайте все отвлекающие факторы.
- Учитесь делегировать дела. Как на работе, так и дома – не взваливайте всё на себя. Иногда мы руководствуем отговоркой, что никто не сделает лучше нас, но помните, лучшее – враг хорошего.
- Содержите в порядке рабочее место, чтобы не отвлекаться на посторонние бумаги и вещи.
Когда многозадачность полезна
По мнению ученых, есть люди, для которых работать в режиме многозадачности более эффективно, чем планомерное выполнение задач поочередно. Но таких людей всего около 2 %, для остальных же 98 % продуктивнее однозадачность.
В Духовной Экономике сказано: «Забудьте свои старые пути, и вы начнете жить. Следуйте дорогой разума» (WBTC, Притчи Соломона 9:6). Сложно в один момент изменить привычный ритм жизни и темп работы, однако постепенно борясь с многозадачностью, вы научитесь концентрироваться на действительно важных делах, станете продуктивнее и успешнее. Также в этом вам поможет курс Духовной Экономики «Формула перемен, или как достичь успеха в любом деле».